Доходных статей бюджета многих стран мира. Россия – один из самых привлекательных регионов мира для развития данного направления, поскольку обладает уникальными природными ресурсами, огромной территорией, историческими и культурными объектами, множеством календарных праздников и фестивалей для событийного туризма. Правительство РФ, начало уделять большое внимание развитию данной отрасли, приняты множество нормативно-правовых документов, проводятся различного уровня круглые столы, форумы, конкурсы на получение грантов для развития проектов в области туризма, осуществляется реальная поддержка предпринимательства в этой отрасли.
Что такое: кемпинг, автодом и каравнинг.
• Кемпинг это объект коммерческой инфраструктуры, который представляет собой оборудованный лагерь для туристов с местами для установки палаток или легкими домиками и с площадками для стоянки домов на колесах с возможностью подключения электричества или даже воды, а также санитарно-бытовыми удобствами. Работа кемпинга основана на самообслуживании, он также может включать в себя коммерческую инфраструктуру сферы обслуживания.
• Автодома (кемперы) представляют собой автомобили с жилым помещением в специальном фургоне. Жилое помещение может находиться в том числе и в прицепе (караване), и внутри самого автомобиля. На сегодня в стандартную комплектацию кемпера зачастую входят: душ, туалет, газовая плита, холодильник, система обогрева, емкости для воды. Более современные модели также оборудованы телевизорами и DVD, раздельным кондиционированием кабины и салона, подогревом спальных мест и различными аксессуарами. Одним из преимуществ путешествия в доме на колесах является тот факт, что автокемперы в основном весят не более 3,5 т, поэтому для их управления достаточно прав категории В.
• Караванинг – это вид отдыха, предполагающий передвижение и проживание в домах на колесах. Рынок караванинга широк: от прицепа-палатки и жилого прицепа (для транспортировки которых требуется машина-тягач) до интегрированного автокемпера, вместимость которого может достигать 6–8 человек. Слово караванинг происходит от английского caravan – фургон, вагончик. Отсюда и название caravanning. Американцы называют то же самое RVing (арвинг), от английского названия автодомов recreational vehicle по американской классификации – транспортное средство, предназначенное для отдыха и развлечений.
Немного познавательной информации
Караванинг предполагает путешествие с использованием личного или арендованного транспортного средства. Для мира данный вид туризма наиболее развит в туристской сфере. Путешествие на автодоме является альтернативой не только организованному туризму, но и обычному автотуризму. Эти путешествия по характеру могут совмещать экологический и активный туризм с познавательным и экскурсионным, т. к. в качестве транспорта и средства размещения караванинг использует специальные, приспособленные для путешествий транспортные средства: автодома и жилые прицепы летнего и зимнего назначения, т. е. это не только автопробег, но может включать также экскурсии и другие туристические продукты в разное время года. В сравнении с обычным автотуризмом, у караванинга больше возможностей, т. к. он предлагает автономный формат как проезда, так и проживания, способствует развитию «туризма выходного дня», который в свою очередь может сгладить сезонные колебания и повысить уровень доходов от туризма в целом. С другой стороны, караванинг может иметь и прикладное значение, если его использовать в качестве средства сопровождения других видов туризма – благодаря возможностям транспортировки туристического снаряжения, обеспечения проезда и проживания туристов, например в Оймекене, в полюсе холода. В качестве такового применение караванинга ограничено лишь наличием дорог в том или ином улусе. Большим преимуществом караванинга является объединение в них средства передвижения и места проживания. При этом туристы не зависят от расписания транспорта, не привязаны к средствам размещения. Также нет ограничения в багаже, есть возможность посетить места с плохо развитой инфраструктурой. Как определили социологи, владельцами караванов в основном являются люди старшего возраста и пенсионеры, часто супружеские пары (более 57 %).
На сегодняшний день в Российской Федерации хоть и медленно но идет постепенное развитие каравнинга, ежегодный поток автотуристов в РФ составляет более 1000 караванов, из них треть проезжают нашу страну транзитом. Однако в европейских странах имеются туроператоры, организующие туры для автотуристов в Россию. Чтобы их количество и объемы продаж увеличились, необходимо как минимум развивать инфраструктуру, в том числе специализированную для караванинга, в наиболее привлекательных с точки зрения туризма регионах. Популяризация караванинга позволит увеличить парк автодомов в Якутии и в целом по России. Кроме того, существование клуба «Лига караванеров», «Клуб караванеров России» и его участие в Ассоциации кемпингов и караванинга, участие в выставках, проведение собственной выставки, посвященной караванингу, – CaravanEx в Москве и регионах будут способствовать продвижению данного вида туризма.
Одним из важных моментов развития караванинга является устройство оборудованных кемпингов. Их оборудование не требует таких капитальных затрат, как при строительстве гостиниц. При этом развитие сети кемпингов позволит не только привлечь караванеров, но и в целом развить внутренний туризм. Кемпинговый отдых дарит удивительные впечатления и позволяет караванерам почувствовать единение с природой. Мы должны применять лучшие зарубежные подходы при создании возможностей комфортного отдыха на природе и придерживаться принципов «Не оставляй следов», при которых общее правило состоит в том, чтобы оставить место кемпинга чище, чем вы нашли его.
Основные принципы «Не оставляй следов» включают в себя семь пунктов:
1) Планируйте заранее и готовьтесь к поездке
2) Путешествуйте и разбивайте кемпинг в местах, специально предназначенных для
длительного использования посетителями
3) Избавляйтесь от мусора правильно
4) Оставьте то, что нашли, на том месте, где это нашли
5) Минимизируйте использование огня
6) Уважайте дикую природу
7) Уважительно относитесь к другим посетителям
В США больше 60% домохозяйств ( (англ. household) — обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Может состоять из одного или более человека, а также может состоять из одной семьи или другой группы людей) идентифицируют себя кемперами. На почти 130 млн. домохозяйств в 2018 году приходилось практически 80 млн. кемпингов. По прогнозам, доходность кемпинг-индустрии США – палаточные лагеря, места для автокемпинга, лагеря отдыха со стоянкой на одну ночь, караванинг, удалённые стоянки на дикой природе – составит почти $7 млрд. в 2023 году.
Суть бизнес-идеи
В данном бизнесе основной доход владелец получает со сдачи в аренду автодомов-(кемперов) и жилых прицепов (караванов). Наибольший поток клиентов планируется в летний сезон, когда отдыхающие планируют поездки в «Булуус», «Нахот», «Курулуур», в музей под открытым небом в Соттинцах, в музей под открытым небом в с. Черкех, в с. Амга на купальный и земляничный сезон и т.д..
Если говорить про Якутию, у нас по сравнению с западными странами и с центральной Россией караванинг еще не развит. Этот момент можно отнести как к плюсам, так и к минусам бизнес-идеи. С одной стороны конкуренции по аренде кемперов отсутствует, с другой стороны — нет специальных кемпингов под караванинг.
Кстати говоря, отсутствие конкуренции позволят компанию-арендодателю удерживать довольно высокий уровень цен на аренду кемперов.
Для сравнения суточная стоимость аренды автодома эконом-класса в Германии и Италии составляет 65 евро (около 4,5 тыс. рублей на начало 2020 года), в то время как аналогичный по функционалу аппарат обходится в центральной России 10 000 руб. в сутки минимум, у нас это может быть в пределах от 5 000 руб и выше.
Разброс цен заметен и в премиум-сегменте — ценник в странах ЕС за топовый Hymer начинается со 150 евро/сутки, в то время как у нас нужно быть готовым раскошелиться минимум на 5 000 – 7 000 рублей в сутки для местных туристов и от 10 000 и выше для иностранных туристов.
Запуск бизнес-идеи
Для официальной регистрации компании, предоставляющей услуги в сфере караванинга, необходимо зарегистрировать юридическое лицо с указанием следующего кода ОКВЭД:
• 77.1. Аренда и лизинг грузовых транспортных средств
При этом данный классификатор предпринимательской деятельности включает в себя два подвида:
• 77.11. Подойдет для компактных кемперов эконом-класса на базе малотоннажных фургонов, снаряженная масса которых относительно невелика, с весом до 3,5 т;
• 77.12. Применяется для сдачи в аренду грузовых авто, прицепов и полуприцепов массой свыше 3,5 т .
Развитие бизнеса обязательно предполагает интеграцию с другими компаниями и структурами. Например, можно заключить договоренности с предпринимателями в «Булуусе», «Нахоте», «Курулууре», в Соттинцах, с. Черкех, в с. Амга которые могут организовать платные кемпинги с сопутствующими услугами (охрана общественного порядка на территории кемпинга, подключение к электричеству и воде, слив отходов, оборудование санитарной зоны, мелкий ремонт, продажа товаров первой необходимости, аренда туристического и купального инвентаря и т.д.) которые позволят отдыхающим в полной мере насладиться домашним комфортом и уютом передвижных домов, в выигрыше остаемся мы и наши партнеры. Идеальным развитием проекта станет налаженное взаимодействие с администрацией наслегов и муниципальных образований , а при наличии господдержки станет возможным новый виток развития инфраструктуры караванинга.
Выбор пункта размещения и месторасположения
Открывать пункт аренды атодомов и жилых прицепов желательно в центральной части города. Не стоит пренебрегать также сотрудничеством с турагентствами и отелями — и те, и другие могут продвигать услуги караванинга, работая по агентской системе (за процент с полученных заказов).
Желательно ориентироваться не только на город Якутск, но и на излюбленные горожанами местами отдыха на природе. Там должна быть соответствующая реклама, а в пиковые дни посещения возможно, выезд мобильного офиса.
Необязательно совмещать стоянку кемперов и жилых прицепов с точкой продаж — будет удобнее хранить и обслуживать автодома на охраняемой площадке или базе. Само по себе сервисное обслуживание кемперов обычно не предполагает сложностей, поскольку большинство экземпляров строится на базе популярных моделей фургонов.
Итак, небольшая пошаговая инструкция:
• Открываем пункт приема заказов и презентации услуг в хорошем проходном месте (средняя аренда составит порядка 25 тысяч рублей в месяц даже в крупном торговом центре, поскольку понадобится совсем небольшая площадь для размещения промо-стойки).
• Заключаем партнерскую программу со потенциальными агентами-реселлерами, которые будут продвигать ваш сервис своим клиентам за вознаграждение со сделки;
• Открываем сайт с подробной инструкцией аренды, характеристиками, описаниями автодомов и маршрутов и расценками услуг.
• В нашем случае стоянка для кемперов и караванов бесплатная, так как она является частной территорией.
Закупаем основные активы бизнеса — кемперы и жилые прицепы.
При выборе ассортимента автодомов для сдачи в прокат следует ориентироваться на различные аудитории клиентов.
Итого, на первое время можно уложиться в бюджет в 8 600 000 рублей. В данный ценовой диапазон будет входить два эконом-варианта на базе «Фиат Дукато» и четыре прицепа дачи.
Из дополнительных затрат на оборудование придется потратиться разве что на GPS, чтобы иметь возможность отслеживать местоположение автодома в текущий момент времени.
Подбор сотрудников
Для открытия точки продаж понадобится персонал из одного менеджера по продажам. Этот сотрудник будет работать со входящими обращениями по телефону, e-mail и отвечать на вопросы посетителей локации. При заключении заявки на аренду сотрудник должен презентовать кемпер, показать все преимущества его использования, составить договор и сверить имеющиеся сколы и повреждения на кузове (если они имеются).
Также сотрудник должен быть постоянно на связи и в случае возникновения внештатной ситуации на дороге, готовыми помочь клиенту (вызвать специалиста техподдержки, сориентировать по функционалу той или иной опции) либо просто продлить срок действия аренды. ФОТ менеджера может составить порядка 40 000 руб. в среднем
Необходимо иметь сервисного техника, готового в случае возникновения неисправности выехать на место для ее устранения. Также этот специалист может контролировать закупку запчастей и расходных материалов, взаимодействовать с СТО по текущему обслуживанию кемперов. Работа специалиста может быть сдельной исходя из выполненных заявок, либо по договоренности состоять из оклада и бонуса за проведенные ремонты.
Финансовые показатели
Сумма начальных вложений в бизнес по услугам караванинга по нашей бизнес-модели составит 15 200 000 рублей. Более подробно с затратами можно ознакомиться ниже. Как видно, основная статья затрат — это закупка непосредственно самих автодомов.
Вложения в бизнес на сдаче в аренду автодомов
№ СТАТЬЯ РАСХОДОВ СУММА, РУБ.
Недвижимость
1 Аренда точки продаж 25 000
Оборудование
2 Автодома Fiat Ducato ( 2 шт.) 6 000 000
3 Жилые прицепы на 4 места (4 шт) 2 400 000
4 GPS-оборудование 50 000
5 Обустройство точки продаж 100 000
6 Колл-трекинг и настройка телефонии 5 000
Оборотные средства
7 Контекстная реклама 20 000
Итого: 8 600 000
Если исходить из стоимости аренды автодома в размере 7 000 рублей в сутки, каждый кемпер начиная с 20 мая по 20 сентября будет приносить порядка 210 000 рублей в месяц, то есть 2 (два) кемпера способны сделать предпринимателя богаче на 420 000 рублей в месяц.4 (четыре) жилых прицепа со стоимостью аренды в сутки 5000 рублей будут приносить в месяц 600 000 рублей, итого 1 020 000 рублей в месяц. Однако сейчас мы говорим про пиковые периоды, когда спрос со стороны туристов велик настолько, что позволяет работать с полной загрузкой.
Однако не стоит отчаиваться — спрос на кемперы подскакивает не только летом, но и на майские праздники, а также в зимний период, во время фестиваля «Зима начинается с Якутии» и поездки на «Полюс холода». Если оценивать среднегодовую загруженность автодомов, стоит делить «оптимистичные» показатели полной загрузки надвое.
Основные показатели бизнеса
ПОКАЗАТЕЛЬ СУММА, РУБ.
Инвестиции 8 600 000
Выручка, руб. 1 020 000
Переменные затраты, руб. 50 000