В Общественной палате РФ 26 ноября состоялся круглый стол «Эндаумент. Фонды целевого капитала для некоммерческих организаций. Успешные практики и примеры».
Эксперты обсудили состояние и перспективы эндаумент-культуры в России.
Эндаумент — часть имущества НКО, сформированная за счет благотворительных взносов и переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Полученный доход направляется на финансирование уставной деятельности НКО. Самый известный в мире пример успешного эндаумента — Нобелевский фонд, из которого ежегодно выплачивается Нобелевская премия. Формирование целевого капитала позволяет обеспечить частичную независимость НКО от разовых пожертвований, иных добровольных нерегулярных поступлений, грантов и государственного финансирования за счет получения гарантированного ежегодного дохода от управления целевым капиталом. Согласно действующему российскому законодательству, фонды целевого капитала могут создаваться для финансирования в направлениях образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).
«Небольшой опыт, который был в нашей стране в работе эндаумент-фондов, не показал особых результатов. Мы наблюдаем снижение заинтересованности общественных организаций в использовании этого инструмента привлечения средств. Мы проводили накануне этой встречи несколько консультаций. Мнение экспертов сводилось к тому, что этот инструмент привлечения средств на длительный период требует постоянной работы фандрайзеров. Так вот в образовательных организациях и учреждениях культуры он показал себя гораздо эффективнее, чем в НКО социальной сферы», — отметил Александр Ткаченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе ОП РФ, председатель Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» Павел Красноруцкий поделился: «Мы первая молодежная организация, которая зарегистрирована в современной России. Имеем опыт работы, устойчивую проектно-программную линейку, авторитет среди молодежи. Но до настоящего времени не задумывались о том, какие еще можно использовать механизмы обеспечения устойчивого функционирования организации, поддержки наших проектов и программ. И поэтому сейчас детально изучаем вопрос. Что эффективнее: эндаумент-фонд при НКО или отдельно существующий? Насколько эндаумент-фонды действительно могут стать опорой для развития деятельности социально ориентированных НКО? Какие есть практики в России и что необходимо сделать в этом направлении, чтобы эндаументы в нашей стране развивались именно при социально ориентированных некоммерческих организациях? Уверен, что наша сегодняшняя встреча может стать очень ценным источником информации для многих НКО, которые сейчас находятся в поиске механизмов, гарантирующих стабильную работу организации на длительное время».
Большую роль в развитии системы эндаументов сыграла Общественная палата РФ, отметила Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО: «Отрадно, что Общественная палата вновь возвращается к этой теме. Хотя она уже на достаточно высоком уровне развития, но есть, куда расти. Законодательство в сфере целевого капитала все время совершенствуется. И мы должны вносить предложения, конечно, грамотно их сформулировав. Например, что изменить в законодательстве, чтобы облегчить для НКО задачу управления целевыми капиталами. Или расширить список направлений деятельности организаций, для которых могут создаваться такие целевые капиталы».
Она также напомнила, что на фоне пандемии в законодательстве появилась возможность для бизнеса получать налоговый вычет, в случае если осуществляется пожертвование в НКО из реестра Минэкономразвития России: «Это не относится к эндаументам, но на таком примере можно формировать и вносить предложения».
Как отметили эксперты, в настоящее время даже при условии довольно скромных масштабов развития эндаумент-культуры в России в информационном пространстве есть вся необходимая информация и о механике их создания, и о способах привлечения средств. Однако в целом уровень знаний в этой области у НКО невысок. И гораздо чаще в качестве успешных эндаументов приводятся зарубежные, хотя и в отечественной истории эти традиции имеют очень яркие примеры.
«Такой идее отношения к деньгам много сотен лет. Если говорить про Россию, то в досоветское время меценаты и благотворители часто жертвовали не только на какие-то конкретные нужды, но и создавали капиталы, за счет процента от которых эти нужды и покрывались. Пример — Павел Третьяков. Когда он передавал свою коллекцию Москве, то, помимо здания под галерею, он пожертвовал денежные средства, на проценты от которых должна была содержаться галерея, проводиться ремонты и т. д. И это должно было обеспечить стабильное будущее для его детища», — рассказала Роза Воронина, директор департамента УК «Газпромбанк — управление активами».
Официально в современной России целевые капиталы появились в 2006 году вместе с федеральным законом о целевых капиталах. Эндаумент формируется из пожертвований физических и юридических лиц. Далее эти средства передаются управляющей компании, инвестируются, а полученный доход тратит некоммерческая организация.
«По годовой доходности при достаточно консервативной стратегии можно вести речь о 10 процентах. Могут быть и более рисковые стратегии. Это зависит от цели капитала и т. д. Это можно сравнить с принципом деятельности рантье в случае физических лиц. У общественной организации формируется стабильный источник финансирования, который вне зависимости от внешних обстоятельств обеспечивает более или менее прогнозируемый и стабильный доход», — отметила Воронина.
Целевой капитал, согласно закону, формируется минимум на 10 лет, четко прописываются цели и условия, при которых он может быть расформирован. Как прозвучало в ходе круглого стола, это очень прозрачный вариант работы с благотворительными средствами, потому что все потоки хорошо видны. Существует два формата целевых капиталов: создание юридического лица (в деятельности которого нет больше ничего, кроме работы с целевым капиталом, а полученный от управляющей компании доход может направляться в разные НКО) и создание целевого капитала внутри НКО. В России большинство эндаументов созданы при вузах, но сейчас растет интерес со стороны социально ориентированных НКО, благотворительных фондов.
«Самое важное, что должна сделать НКО в данном случае, — это ответить на вопрос, зачем ей нужен целевой капитал и для чего она хочет остаться надолго. Потому что социальные НКО далеко не всегда пришли в социальную сферу надолго. Ведь это длинные деньги. НКО решают разные задачи. И есть задачи, которые решаются, и НКО перестает существовать. Такой у них жизненный цикл», — обратила внимание Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Владимира Потанина.
Она отметила, что в настоящее время целевые капиталы в основном активно развиваются в Москве и Санкт-Петербурге: «Понятно, что здесь сосредоточены крупнейшие организации и средства крупных доноров. Но тенденция последних лет — формирование целевых капиталов в российских регионах».
О том, как создавались и как работают эндаументы в субъектах РФ, рассказали исполнительный директор фонда формирования и использования целевого капитала «Траектория надежды» Екатерина Томчук и исполнительный директор Ульяновского регионального специализированного фонда управления целевым капиталом «Культурный капитал 73» Татьяна Ившина.
НКО во всем мире задумываются о том, чтобы увеличивать эндаументы, отметила Алла Самолетова, руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге: «Последние изменения в федеральном законодательстве стимулируют социальные НКО к появлению эндаументов и их приросту. Речь о поправках этого года. НКО теперь вправе объявлять публичный сбор средств не только на пополнение уже созданного целевого капитала, но и на его формирование. Кроме того, теперь закон позволяет частично отложить фандрайзинговую кампанию».
В ходе обсуждения был сформулирован ряд предложений, которые могли бы простимулировать развитие фондов целевого капитала. В частности, введение налоговых льгот для жертвователей, а также возможность привлечения для создания или пополнения эндаументов, средств Фонда президентских грантов и собственных средств НКО.
«Мне кажется, что полезный способ — это грантовая поддержка на формирование или пополнение эндаумент-фондов. И да, не все организации способны потянуть ношу эндаументов. Надо себя оценивать адекватно. И степень своих ресурсов. Если организация с трудом сводит концы с концами сейчас, о каких длинных деньгах может идти речь», — считает управляющий директор по социальным инвестициям АО «Регион эссет менеджмент» Людмила Пантелеева.
С ней согласился член экспертно-консультативного совета Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Игорь Фатов: «Важный вопрос, который должна задать себе некоммерческая организация, которая хочет создать фонд целевого капитала, — откуда будут привлекаться средства. Чтобы не получилось так, что не собрали, не получилось. Мы имеем ввиду СО НКО, неправительственные НКО. Иногда легче привлечь 200, 300 тысяч, миллион на конкретный проект, чем 10 миллионов в фонд целевого капитала. Потому что проекты — это всегда более осязаемо».
«Заинтересованная в продолжительной работе, в реализации своих проектов НКО находится в постоянном поиске ресурсов, вариантов привлечения средств, задумывается о подушке финансовой безопасности. Окончательное решение принимать той НКО, которая собирается создавать эндаумент-фонд. Выстраивать стратегии стоит, опираясь на традиции, которые уже сформировались в НКО, подходы в работе. Потому что эндаумент-фонд — это всего лишь механизм для достижения ключевых целей, которые определила для себя НКО», — подытожил Павел Красноруцкий.
Источник: https://www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/55930