Марина Гаврильевна играючи хлопнула в ладоши, и в читальном зале Межпоселенческой централизованной библиотечной системы п. Депутатский начался мастер-класс на тему “Режиссерское мастерство”. И приглашенные – учащиеся 9-11 классов Депутатской средней школы принялись осваивать сложную науку киноискусства.

Как правильно снять фильм, и неважно какой: художественный, документальный или научно-популярный. Первое – нужно выбрать тему или сюжет, которые требуется осветить; второе – нужно выбрать героя в вашем сюжете; третье – написать сценарий для героя.
Затем нужно собрать команду профессионалов и соратников, объединить их одной задачей, взять высококачественное оборудование и как говорится: “свет – камера – мотор”!
И самое важное, о чем нужно помнить на протяжении съемок, так это цель, замысел, смысл – ради которого вы кадр за кадром и будете снимать свой фильм.
– Но главное, что вам нужно на съемочной площадке, – рассказывает о съемках фильма режиссер кинокомпании “СахаФильм” Марина Калинина. – Это – хлопушка, ну или просто хлопок в ладоши. Это не режиссерская фантазия или вымысел, а реальность. Именно по хлопку режиссера на съемочной площадке или в студии начинается реальная работа.
Марина Гаврильевна играючи хлопнула в ладоши, и в читальном зале Межпоселенческой централизованной библиотечной системы п. Депутатский начался мастер-класс на тему “Режиссерское мастерство”. И приглашенные – учащиеся 9-11 классов Депутатской средней школы принялись осваивать сложную науку киноискусства.
Цель мастер-класса: предоставить школьникам знания в такой непростой сфере деятельности как киноиндустрия, чтобы в будущем сделать их максимально конкурентоспособными в этой области, так как в северных районах республики остро ощущается нехватка людей с навыками в кино и художественных областях.
Проводится мастер-класс специалистами-кинематографами на профессиональном оборудовании в рамках проекта «Арктическая креативная академия», согласно которого в Усть-Янском, а также еще в нескольких арктических районах республики, подростков обучают по нескольким “киношным” направлениям, одно из которых “Режиссерское мастерство”. Для этих целей было закуплено все необходимое оборудование и литература.
Два дня продолжался мастер-класс, на котором мне пришлось участвовать не только в качестве представителя родной газеты, но и в качестве слушателя, как известно, любой полученный опыт – штука незаменимая. В качестве исходного “рабочего материала” был взят виртуальный фильм “День оленевода”, на основе которого кадр за кадром, дубль за дублем Марина Гаврильевна рассказывала, как создается документальное кино.

Спустя два дня, после того, как теоретические и практические занятия подошли к концу, и уже было понятно, у кого из подростков есть задатки режиссера, оператора или сценариста. После того, как в читальном зале утихли споры, и установилась тишина, мне и удалось побеседовать с преподавателем режиссерских курсов.
– Я режиссер-документалист, – рассказывает о себе Марина Гаврильевна. – Художественные фильмы я не снимаю, это совершенно иной уровень подготовки, а моя стихия это именно документальное кино. Хочу сразу уточнить, режиссер-документалист и журналист это совершенно разные понятия; вроде, кажется, преследуем одну цель – донести информацию до человека, но есть серьезные отличия. Журналист, как правило, работает в паре со своим оператором, или с двумя. У меня же работает целая команда, которой нужно грамотно управлять и руководить, потому режиссер и означает “управленец”, который объединяет всех участников съемочной группы одной целью, и, воплощает в жизнь свою идею. Так как именно свежая идея или сюжет – это то, что нужно для создания достойного фильма,… ну или репортажа.
– Как Вы находите сюжет для фильма и воплощаете его в жизнь?
– Могу взять сюжет из реальной жизни, могу обратиться к историческим документам и фактам, а могут и просто подсказать друзья или коллеги. Затем нужно досконально изучить цепь всех событий, о которых я хочу рассказать и донести их до людей в формате кино. Потом нужно поделиться идеей с соратниками и выслушать их мнение. Нужно запомнить главное, – документальное кино отображает реалии нашей жизни и не терпит научных гипотез и предположений (если это, конечно, не научно-популярный фильм, в котором гипотезы допускаются). Но на поиск самой идеи может уйти очень много времени, поэтому нужно быть разносторонней личностью с широким кругозором и грамотными помощниками, так как именно от слаженной работы сотрудников зависит успех или провал фильма.
– А если Ваша идея или сюжет не понравятся съемочной группе?
– Значит, нужно их убедить в своей правоте, доказать не на словах, а на деле, что игра стоит свеч, а проект стоит потраченного времени и средств. Но обычно со съемочной группой мы и думаем одинаково, поэтому с выбором и обработкой сюжета у нас вопросов не возникает.
Главное условие для создания хорошего фильма – это так называемое полное погружение в процесс (режиссерский термин), халтурщиков у нас не жалуют. И если коллектив съемочной группы грамотно сформирован и мотивирован, то руководить процессом несложно, мы понимаем друг друга с полуслова, и каждый прислушивается к мнению другого. Но есть на площадке специалисты, чье мнение для меня особенно важно и значимо. Это только в песне поется, что лучшие друзья девушек это бриллианты, а вот лучшие друзья режиссера – это сценарист и оператор, так как непосредственно от их опыта и умения зависит успех картины. Поэтому я всегда прислушиваюсь к советам автора сценария и оператора-постановщика. Ну и не последнюю роль в съемочной группе играют музыкальный редактор и звукорежиссер – без их участия фильм будет напоминать немое кино начала прошлого века… А вот плохой команды на площадке быть не должно, с ней снять хороший фильм просто невозможно, все будет напоминать басни Крылова “Квартет” или “Лебедь, Рак и Щука”, а это гарантированный провал.
– Вы провели мастер-класс по режиссерскому мастерству среди учащихся Депутатской СОШ, на Ваш взгляд, у наших школьников есть режиссерские задатки или потенциал в области видео или киноискусства?

–
Как мне стало известно, некоторые учащиеся Депутатской средней школы -самоучки в области киноискусства, и они уже длительное время самостоятельно в домашних условиях занимаются видеосъемкой и монтажом видеороликов. Но для некоторых ребят наш мастер – класс – это их первый опыт в области кино. Увлеченность и заинтересованность проявили все подростки, но некоторых девушек я бы выделила особо; они с интересом прослушали весь теоретический курс, и прошли практические занятия. К завершению мастер-класса они уже вполне профессионально работали со съемочным оборудованием, могли спокойно работать и на камеру, и с камерой, делали попытки монтажа и управления съемкой – думаю это и есть те школьники, на которых преподавателям нужно обратить внимание. Со своей стороны я дала девушкам дополнительные советы, но их обучение должно проводиться на базе МЦБС п. Депутатский, для этого мы привезли всю необходимую учебную литературу, съемочное и монтажное оборудование. А в декабре месяце в республике будет проводиться фестиваль “Республика Кино”. Этот конкурс проводится специально для поиска талантливых и творческих личностей, а также с целью создания культурного архива – нематериального наследия народов Севера, и сохранения его для будущих поколений. Если ваши ребята к декабрю сумеют подготовить видеоролик или видеофильм, думаю, и у меня будет возможность просмотреть его, и дать пару советов, чтобы довести его до нужных критериев конкурса.
– Как наши подростки восприняли мастер- класс по режиссерскому мастерству?
– Это мой первый опыт подобной работы в вашем районе, и это общение, несомненно, пойдет нам всем на пользу. Слушателей в зале было более чем достаточно, и это были не только подростки, но и взрослые люди, и со всеми мы нашли общий язык и понимание, все общение строилось на диалоге, как в аудитории между преподавателем и студентами. И абсолютно все слушатели проявили интерес к обучению и унесли с лекций мастер-класса какие-то дополнительные для себя знания, умения, опыт, а некоторые уже имели готовые проекты и сценарии. А это значит, что с поставленной перед нами задачей мы справились, так как конечной целью наших мастер-классов считается поиск, обучение и стимулирование талантливых подростков, увлеченных художественными проектами. Ну, а если кто из подростков (или взрослых) решит связать свою жизнь с киноиндустрией, думаю, для них это не будет проблемой, в Якутске есть прекрасный колледж культуры, в стенах которого есть факультеты, связанные с киноискусством, и в который с удовольствием принимают талантливых и художественно одаренных подростков. Так что, как говорят, это в ваших силах…
– На примере нашего района, о чем бы Вы сняли фильм?
– У вас очень красивый и примечательный регион со своей неповторимой инфраструктурой и историей, и поэтому сюжетов на его территории можно отыскать очень много; ну если назвать навскидку: “Святые места Устьянья”, “Арктика – территория чистоты”, “Герои нашего Севера”, “Заполярные предания”. В качестве источника информации можно использовать исторические документы, исследовательские материалы, поселковые архивы или подшивку местной газеты, также подойдут рассказы стариков, сведения туристических групп или просто легенды, – материала в вашем регионе более чем достаточно. Главное, о чем нужно помнить при освещении выбранной темы, это полная информированность (или полное погружение, о чем говорилось выше) о снимаемом объекте, хорошая команда и современное съемочное оборудование. Но и основное, о чем должны все помнить на всем протяжении съемок; документальное кино – это прямое отражение реальной жизни, фантазии здесь исключены, – и тогда успех вам гарантирован. Работайте, творите, побеждайте…
…Как правильно снять хороший фильм? Создайте героя (можно и отрицательного) и слепите ему образ. Уложите съемку фильма в три основные сцены, которые раскроют ваш замысел и потенциал как режиссера-постановщика, и перенесите свои чувства на экран, как художник переносит свои на холст. Создайте дополнительную, четвертую – секретную сцену, которая заставит зрителя трепетать, всматриваясь в экран и превозносить гениальность творца. Ведь профессионализм мастера зависит не только от багажа знаний, полученных на уроках в школе или университете, но и от своих собственных чувств и эмоций. И не забывайте про режиссерскую хлопушку, ведь только по звуку хлопушки на съемочной площадке начинается то действие, которое в будущем могут назвать гениальным творением, а вас могут назвать гениальным творцом… СНЯТО!
Подробнее: https://заря-яны.рф/article/98288*
Источник: Объединенный сайт районных газет Улус.Медиа