Налоговая служба приступила к проверкам правоотношений между некоммерческими организациями и самозанятыми. Об этом сообщается на сайте Центра ГРАНИ.
Эксперимент со специальным налоговым режимом для самозанятых был запущен во всех регионах страны в середине 2020 года. Тогда было введено обязательство для граждан, которые оказывают услуги физлицам, отчислять в налоговую службу по 4% от дохода, а для тех, кто работает с юрлицами, — по 6%. В конце лета 2021 года начались проверки самозанятых и организаций, сотрудничающих с ними. Одна из причин — выявление сокрытий трудовых отношений с работодателем путем перевода работника в статус самозанятого. «ФНС решила вычислить тех, кто прикрывает трудовые отношения гражданско-правовыми, в том числе в НКО. Директорам организаций, кажется, что договоры с самозанятыми выгодны — не нужно платить НДФЛ и взносы. Но существует риск признания налоговой службой договора с самозанятыми трудовым», — объясняет ситуацию юрист Центра ГРАНИ Сергей Максимов.
Организация должна внимательно заключать договоры с гражданами, привлекаемыми для оказания услуг. Опаснее всего переводить в самозанятые своих же работников. Риски для организации снижаются, если самозанятые до перехода на этот спецрежим вели самостоятельную предпринимательскую деятельность как ИП.
Какие факты указывают на необходимость заключать трудовой договор?
- Стабильные взаимоотношения. Если самозанятые выполняют не разовую работу конкретного содержания, а постоянную трудовую функцию по определенной должности, профессии, специальности, квалификации — водитель, кладовщик, юрист и т.д. Эти договоры с самозанятыми организация заключает систематически, а конкретный объем работ и сроки их выполнения в договоре и актах не указаны.
- Периодичность выплат. Если вознаграждение самозанятым организация перечисляет периодически, и оплата при этом фиксированная независимо от объема выполненных работ.