В 2019 году масштабных структурных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, не случилось. Корректировки носили в основном технический характер, совершенствовали уже существующий механизм правового регулирования. И все же некоторые важные для НКО нововведения. «Филантроп» объясняет, как это изменит работу некоммерческих организаций в 2020 году.
1. Правила отчетности об иностранном финансировании
Приказом № 279 от 06.12.2019 Минюст России перенес на 2021 год срок представления сведений (пункты 1.4 и 3.3 в форме ОН0002 и пункты 1, 2, 3, 4 в форме ОН0003) от некоммерческих организаций и общественных объединений о доходах от российских юридических лиц, получающих иностранное финансирование.
Напомним, что приказ Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 обязал общественные объединения и НКО отчитываться о доходах, полученных не только напрямую от иностранного государства/организации/гражданина, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников; а также от лиц, уполномоченных иностранным государством/организацией/гражданином.
Однако методические рекомендации по заполнению форм и предоставлению отчетности в Минюст РФ и его территориальные органы для НКО так и не были разработаны. Вероятно, в этой связи сроки предоставления указанных сведений сдвинуты еще на год вперед.
2. Новые правила бухгалтерской отчетности
Еще в ноябре 2018 года были внесены изменения (№444-ФЗ) в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», касающиеся создания государственного информационного ресурса финансовой отчетности.
Новая редакция закона предписывает организациям — в том числе некоммерческим — предоставлять один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности только в налоговый орган и исключительно в виде электронного документа. Срок остался прежним — до 31 марта следующего за отчетным года.
Если отчетность требует обязательного аудита, аудиторское заключение нужно предоставить также в электронном виде — до 31 марта либо, если сделано позднее, в течение 10 дней после его готовности, но не позднее 31 декабря.
Начиная с отчетности за 2019 год, организации не обязаны предоставлять экземпляр финансового отчета и аудиторского заключения по ней в территориальные структуры Росстата.
3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных
16 декабря 2019 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в трудовой кодекс в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Он вступает в силу с 1 января 2020 года и устанавливает новый порядок учета сведений о трудовой деятельности работника. Это касается и некоммерческих организаций.
Начиная с 2020 года, все работодатели обязаны регулярно предоставлять в Пенсионный фонд (ПФ) детальные сведения о трудовой деятельности своих сотрудников.
Вся информация, которая раньше фиксировалась в трудовых книжках, теперь будет храниться в электронной информационной системе ПФ. Благодаря этому работник в любой момент сможет получить (на бумажном носителе или в электронной форме) сведения о своей трудовой деятельности, обратившись к последнему работодателю, в Пенсионный фонд, МФЦ или на портал госуслуг.
В 2020 году организация должна оповещать ПФ о текущих кадровых изменениях (прием, увольнение, перевод сотрудников и т.п.) по специально разработанной форме СЗВ-ТД не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а с 1 января 2021 года — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, на основании которого происходит назначение/перевод/увольнение сотрудника.
В связи с новыми правилами работодатель обязан до 30 июня 2020 года в письменной форме уведомить каждого сотрудника об изменениях в трудовом законодательстве. До 31 декабря 2020 году работник должен сделать выбор — продолжать ли работодателю дополнительно вести его трудовую книжку или нет. Для тех, кто впервые устроится на работу после 31 декабря 2020 года, трудовые книжки оформлять не будут.
4. Регулирование сбора пожертвований в ящики
В октябре 2019 года успешно прошел первое чтение в Госдуме законопроект № 441707-7, дополняющий Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В новой статье 16.1 закреплено понятие «ящик для сбора пожертвований», а также определен порядок использования этого объекта — как стационарного, так и переносного.
В числе важных положений законопроекта: обязательное наличие у НКО информации о программе, в рамках которой проводится сбор пожертвований с использованием ящика, и необходимость публикации отчета об использовании собранных средств; участие независимого лица при извлечении пожертвований из ящика и т.д. Кроме того, требования к ящикам и порядок извлечения пожертвований будут дополнительно регламентированы Правительством РФ.
На проработке находится вопрос о наделении исключительным правом использования ящиков для сбора пожертвований благотворительных организаций – в первоначальном варианте право предоставлено всем некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.
Законопроект еще ожидают два чтения в Госдуме, одобрение Совета Федерации и президента РФ, но его вступление в силу запланировано с 1 января 2020 года.
5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО
5 декабря 2019 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» (проект № 719227-7).
Действующее антикоррупционное законодательство запрещает чиновникам участвовать в управлении некоммерческими организациями, за исключением политических партий, участия в съездах/общих собраниях общественных организаций, кооперативов и т.п.
Если поправки будут окончательно приняты (сейчас закон на рассмотрении в Совете Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, смогут участвовать в управлении любой некоммерческой организацией при соблюдении двух условий: на безвозмездной основе и с разрешения представителя нанимателя (для государственных и муниципальных служащих) либо уведомления (для всех остальных). Для участия в управлении политической партии, в съезде или общем собрании иной общественной организации, кооперативах и т.п. уведомлять и получать разрешения не потребуется.
6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями
С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «Федеральный закон»), который, на первый взгляд, не оказывает значимого влияния на деятельность некоммерческих организаций, ведь речь идет об инвестициях как денежных средствах в целях получения прибыли, что не является главной целью деятельности для указанного типа организаций.
Однако среди некоммерческих организаций вступление в силу федерального закона вызвало много вопросов и беспокойств, что объясняется тем, что многие НКО осуществляют сбор средств на свою деятельность через различные платформы, так называемые краудфандинговые.
Ниже постараемся разобраться, каким образом вступление в силу Федерального закона влияет на деятельность НКО.
Статья 2 федерального закона определяет инвестиции как денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Причем получение прибыли и полезного эффекта возможно путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав или путем предоставления займа. Получение прибыли, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организаций», не является основной целью некоммерческих организаций в отличии от коммерческих. Однако появляется такое понятие, как получение полезного эффекта, под определение которого, в целом, может подходить детальность некоммерческих организаций, ведь НКО могут быть созданы для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и иных общественных благ.
Инвестиционная платформа согласно федеральному закону представляет собой информационную систему в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования посредством информационных средств и технологий. Отношения между участниками инвестиционной платформы заключаются договорами возмездного оказания услуг. Однако надо понимать, что не все платформы, на которых проводится сбор средств, являются по сути инвестиционными платформами. Существуют онлайн-платформы, участники которых вступают в отношения иного юридического характера (обычно заключаются договоры пожертвования с НКО – участниками таких платформ, а организатором выступает также некоммерческая организация).
Федеральный закон предусматривает, что НКО как юридическое лицо может выступать лицом, привлекающим инвестиции, а вот для физических лиц перечень закрытый. Есть четкое уточнение, что могут привлекать инвестиции только индивидуальные предприниматели. .
Также, исходя из определения «инвестор», можно говорить, что НКО могут выступать инвесторами. Это также не противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях, так как у источникам формирования имущества НКО относят, в том числе, дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Также хотелось бы отметить, что список источников формирования имущества НКО не содержит прямого указания на такой вид доходов, как доходы от инвестиций, однако этот список не закрытый, что позволяет говорить о том, что инвестиции могут выступать одним из видов источников формирования имущества НКО. Отметим, что данный вид источников формирования относится к предпринимательской деятельности НКО, а согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Таким образом только те НКО, в уставе которых прописана такая норма, могут выступать инвесторами.
Исходя из вышесказанного можно делать вывод, что на деятельность НКО распространяется Федеральный закон в определенных его частях, НКО могут выступать инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. Однако, исходя из понятия «инвестиции» в Федеральном законе, можно сделать вывод, что инвестирование производится с целью получения в будущем какой-либо выгоды, поэтому не стоит рассматривать инвестицию для НКО как аналог пожертвования, так как согласно Гражданскому кодексу РФ пожертвование как вид дарения не предусматривает встречного обязательства.
Источник: http://cafrussia.ru/news/29